Сергей Пименов Про

Формирование авторских ИИ-персон для личного бренда

Концептуальная рамка: система ИИ-персон как единое мышление

Многогранная идентичность бренда. Традиционный личный бренд обычно строится вокруг одной персоны с определенным стилем и голосом. Однако человек не одномерен – мы проявляем разные грани личности в разных ситуациях. Как отмечают специалисты по брендингу, сильные бренды подобны людям: «мы никогда не бываем чем-то одним. Мы – коллекция персон и архетипических моделей… Мы сложны – и бренды тоже, если все сделано правильно». То есть бренд может сочетать несколько архетипов (ролей), объединенных общей философией. Эта идея лежит в основе системы авторских ИИ-персон: вместо одного аватара создается целостный «коллективный» образ, раскладывающий личность на концептуальные модули.
Нарративная архитектура и философия образа. Подход с несколькими ИИ-персонами требует разработать нарративную архитектуру – продуманную вселенную образов и связей между ними. Здесь уместны принципы трансмедийного сторителлинга: каждый персонаж-аватар раскрывает свою часть общей истории через разные каналы, формируя связное повествование. Ключевая философия образа – это ядро, определяющее ценности и мировоззрение автора (например, Сергея), которое просматривается во всех ИИ-персонах. Таким образом, каждый аватар – не просто «говорящая голова», а носитель части общей модели мышления и ценностей бренда.
Коллективная идентичность. Система из нескольких виртуальных личностей образует своего рода коллективного героя. Можно провести параллель с архетипами Юнга: разные аспекты личности автора воплощены в персонажах, подобных «команде» внутренних экспертов. Вместе они представляют единую идентичность (личный бренд), но более многогранную. Это повышает человеческую глубину бренда. Например, бренд может одновременно быть Мудрецом, Исследователем и Опекуном – подобно тому, как компания Apple сочетает Архетипы Бунтаря, Визионера, Творца и Учителя, оставаясь целостной. Таким образом, синергия персонажей делает бренд более объемным и живым, чем монообраз.
Интеграция ролей в систему мышления. Важно, что персонажи не изолированы: они должны дополнять друг друга. Их взаимодействие – не в прямом смысле диалог (хотя и это возможно), а концептуальное: каждый закрывает определенную тематическую или эмоциональную «нишу», обеспечивая комплексный охват компетенций автора. Вместе они могут даже образовывать собственный мини-мир (например, «метавселенная Сергея»), где зрители/подписчики погружаются в экосистему идей. В этой системе возможно создание общего сюжета или метафоры, где, условно, Техно-пророк рисует будущее, Психолог помогает осознать себя, а Методолог учит действовать – и все эти линии сплетаются в общий нарратив о развитии личности и технологий.

Примеры и прототипы: виртуальные инфлюенсеры, цифровые люди, мульти-аватары

Виртуальные инфлюенсеры и цифровые люди. За последние годы появилось множество примеров цифровых аватаров, которые ведут себя как медийные личности. Виртуальные инфлюенсеры – это «ИИ-управляемые цифровые персоны, созданные для поведения как реальные люди в соцсетях». Они могут выглядеть фотореалистично или стилизованно, иметь проработанную историю и характер. Например, Lil Miquela – один из первых и самых известных виртуальных инфлюенсеров с ~3 млн подписчиков: модный модель-робот, сотрудничающий с Prada и появляющийся на обложках журналов. Другие популярные примеры: Imma (японская виртуальная модель с розовыми волосами), Noonoouri (виртуальная фэшн-дива), Шуду Грэм (фотореалистичная 3D-модель). Российский кейс – Алиона Пол, созданная компанией Malivar, позиционируется как блогер: пишет посты, призывает носить маски во время пандемии и даже «участвовала» в офлайн-форуме.
Виртуальных инфлюенсеров делят на категории: независимые «звезды» (как Микела, Imma) ведут собственные истории, виртуальные модели работают в рекламе (Шуду), брендовые спикеры воплощают образ бренда (CGI-версия Полковника Сандерса от KFC) или виртуальные маскоты для утилитарных задач (например, виртуальный консультант Daisy от модного ретейлера Yoox). Их создание – целый продакшн-процесс: от концепта и 3D-модели до анимации мимики. По данным Forbes, в России разработка одного качественного цифрового персонажа стоит 150–600 тыс. ₽, а виртуального амбассадора бренда – около 1 млн ₽.
Виртуальные персонажи в образовании и культуре. Помимо маркетинга, цифровые люди появляются в обучении и искусстве. Компания UneeQ, например, создала «Digital Einstein» – интерактивного аватара Альберта Эйнштейна, отвечающего на вопросы как чат-бот, для популяризации науки. В Китае и Индии появились ИИ-ведущие новостей – синтезированные телеведущие, озвучивающие новости 24/7. В сфере образования есть проекты, где виртуальный персонаж выступает преподавателем или ассистентом. Так, платформа Section в 2024 г. сообщила, что переходит от видео с живыми лекторами к виртуальным аватарам преподавателей для своих онлайн-курсов. Цифровой аватар создается на основе записи реального эксперта и способен имитировать его внешность, мимику и голос. Преимущества – существенная экономия времени и средств на съемки: «достаточно один раз снять материал для обучения ИИ, а готовый образ можно использовать сколь угодно раз», без аренды студии и команды. Кроме того, такой аватар легко озвучить на разных языках без акцента, чего не сможет даже полиглот-лектор.
Еще пример – виртуальные поп-звезды и персонажи метавселенной. Виртуальные музыканты существовали давно (японская вокалоид-дива Хацунэ Мику или голограмма Тупака на Coachella), но с развитием нейросетей появились полностью ИИ-генерируемые группы. В 2023 году в Корее дебютировала K-pop группа MAVE:, все четыре участницы которой – цифровые аватары с сгенерированными голосами и пластикой. У группы уже сотни тысяч подписчиков. Похожим путем идут виртуальные персонажи видеоигр и метавселенных, становясь инфлюенсерами: например, персонажи компании Superplastic (мультяшные Janky и Guggimon) получили свои Instagram-аккаунты с миллионом подписчиков. Эти кейсы показывают, что аудитория готова взаимодействовать с нереальными, но интересными персонажами, если у тех есть яркий образ и история.
Мульти-аватарные проекты. Хотя чаще всего бренд создаёт одного виртуального представителя, есть эксперименты с целой линейкой персонажей. Например, в виртуальной группе или игровом сюжете – несколько характеров, каждый со своей ролью. В сфере образования можно упомянуть проект ALEKS от MSU – там несколько педагогических агентов в одном курсе (правда, они текстовые). В маркетинге близка идея маскотов бренда – например, у M&M's есть целый набор персонажей-конфет разного характера, что похоже на концепцию мульти-аватаров (каждый транслирует грань бренда). Для личного бренда пока мало прецедентов, чтобы один человек создавал пантеон своих виртуальных «альтер эго». Тем не менее, все технологии для этого уже обкатаны на вышеперечисленных примерах: достаточно объединить их креативной концепцией.

Линейка «ИИ-Сергей»: разработка ролевых модулей

Рассмотрим гипотетический пример – создание семейства виртуальных аватаров «ИИ‑Сергей», где каждый аватар исполняет определенную роль:
  • ИИ-Сергей «Техно-пророк» – футурист, провидец. Этот модуль транслирует видение будущего, технологические прогнозы, философию прогресса. Его образ – возможно, более отрешенный, с «взглядом в будущее». Он говорит о трендах, делает смелые предсказания, рассуждает о трансгуманизме, о том, как ИИ и технологии изменят жизнь. По архетипу это Мудрец-Визионер (Sage/Visionary). Такой персонаж может, например, выпускать еженедельные видео с прогнозами на ближайшие годы, белые книги с футурологическими эссе или вести в соцсетях рубрику «Пророчества Сергея о 2030-х».
  • ИИ-Сергей «Психолог» – эмпатичный советчик. Его задача – эмоциональный интерфейс бренда, доверительный контакт с аудиторией, помощь в саморазвитии. Он выступает как ИИ-коуч или терапевт, выслушивающий проблемы, задающий вопросы для саморефлексии, дающий поддерживающие советы (в рамках допустимого для ИИ). В образе – мягкий тон голоса, располагающая мимика. Архетипически это Опекун/Спутник (Caregiver). Форматы контента: интерактивный чат-бот, к которому подписчики могут обратиться за мотивацией или «поговорить по душам»; либо видеоблог с разбором психологических практик, медитаций. Например, ИИ-Сергей Психолог может ежедневно в Telegram присылать «совет дня для вашего настроения» или проводить живые сессии «Спроси ИИ-Сергея» в комментариях.
  • ИИ-Сергей «Методолог» – структурный мыслитель и учитель. Этот аватар отвечает за обучение мышлению, разбор сложных концепций, создание методик. Он как бы систематизирует знания Сергея, превращает их в модели, схемы, курсы. Архетип – Творец/Мастер (Creator) с чертами Мудреца. Он мог бы выпускать обучающие видеолекции, посты с интеллектуальными картами, проводить вебинары «Как структурировать информацию». Роль методолога – давать аудитории инструменты: от техник тайм-менеджмента до авторских «методов Сергея» для решения задач. Например, ИИ-Методолог проводит онлайн-воркшоп, где шаг за шагом, в диалоге с участниками (через интерфейс чат-бота), помогает собрать личный план развития по предложенной методике.
Все три аватара – это грани личности Сергея, но каждый имеет уникальный тон и формат. При разработке их профилей нужно прописать для ИИ персонажи (personas): черты характера, стиль речи, типичный словарный запас, приоритетные темы, даже «биографию» (легенду). Например, Техно-пророк говорит афоризмами и метафорами, часто ссылается на историю технологий или футурологов; Психолог – задает вопросы, употребляет эмпатичные фразы («понимаю, как это может быть трудно…»), избегает сухого тона; Методолог – структурирован, любит списки и схемы, говорит более академично, но понятно.
Важно обеспечить согласованность между модулями. Для этого на уровне сценариев и данных нужно задать общие основания: единая фактология (например, базовые факты биографии Сергея, ключевые принципы его философии), единый этический код. Тогда при разных стилях не возникнет противоречий. Пусть у них будут перекрестные связи: например, Техно-пророк иногда ссылается на техники Методолога («как учит Сергей-методолог, нужно мыслить системно…»), а Психолог – на идеи Пророка («по прогнозам, мир станет сложнее, поэтому важно укреплять психологическую устойчивость»). Такие взаимные упоминания усилят ощущение, что это части одной команды.
Технологическая реализация: практически, каждого такого персонажа можно реализовать как настроенную модель (или подсеть) внутри общей системы. Современные языковые модели позволяют задать персоналию через промпты или специальные настройки (например, системное сообщение в ChatGPT, описывающее роль). При достаточном объеме контента от реального Сергея, можно даже тонко дообучить модель под стиль каждой грани: например, натренировать GPT-образную модель на корпусе текстов о будущем – для Пророка; на психологической литературе и блогах – для Психолога; на методических материалах – для Методолога. Тогда ответы каждого будут более аутентичными тематически.
Диалоговая логика тоже может различаться. ИИ-Психолог, например, может в 70% случаев отвечать вопросом на вопрос (как классические терапевты), а ИИ-Пророк – наоборот, говорить более монологично, провозглашая тезисы. Эти нюансы закладываются в сценарные скрипты или правила генерации.
Результат – три аватара Сергея, которых можно использовать как вместе, так и по отдельности. В рамках образовательного курса они выступают последовательными модулями (блоками программы). А в социальных сетях могут существовать и автономно – каждый привлекает свою аудиторию под общим брендом. На следующем шаге рассмотрим, через какие платформы и инструменты все это можно воплотить технически.

Инструменты, платформы и технологии

Создание живых виртуальных персонажей – междисциплинарная задача, требующая комбинации нескольких ИИ-технологий. Ниже перечислим технологический стек, необходимый для реализации системы ИИ-персон:
  • Языковая модель (LLM) – «мозг» персонажа. Отвечает за генерацию текста: речи аватара, ответов на вопросы пользователей, сценариев. Сейчас популярны большие модели вроде GPT-4, Llama и др., которые можно настроить под нужный стиль. Например, OpenAI ChatGPT позволяет задать «роль» в системном сообщении. Для большего контроля – можно использовать open-source модели с дообучением. Языковая модель должна обладать контекстом знаний по тематике персонажа (можно подключить базы знаний, через технику Retrieval-Augmented Generation). Также важна интеграция механизмов фильтрации, чтобы высказывания соответствовали этике бренда.
  • Синтез речи и клон голоса. Чтобы аватар говорил, нужен голос. Сервисы вроде ElevenLabs позволяют по короткой записи создать убедительный голосовой клон. Также есть открытые модели (FastPitch, VITS) и API от крупных компаний (Google TTS, Яндекс SpeechKit). Голос для каждого ИИ-Сергея можно сделать уникальным, но если цель – передать голос реального Сергея, то все три аватара могут использовать один и тот же клон голоса, меняя лишь интонации. Современные синтезаторы очень продвинулись: «благодаря ИИ, как никогда просто создать точную копию голоса человека» – достаточно несколько минут аудио. Для натуральности важно, чтобы синтез умел передавать эмоции (есть модели с управлением интонацией, высотой, паузами).
  • Визуальный аватар (цифровой человек). Здесь несколько путей: 2D-аватар (например, анимированный портрет) или 3D-модель. Для простоты можно воспользоваться сервисами типа D-ID или HeyGen, где загружается фото (или генерируется) и синтезируется говорящая голова по аудио. Они используют нейросети для реалистичного липсинка – преобразования текста в движение губ и мимику. Другой уровень – MetaHuman (Unreal Engine) или Soul Machines: фотореалистичные 3D-люди с полным диапазоном выражений. 3D-аватар дает больше возможностей (повороты головы, жесты), но сложнее в управлении. Многие компании предлагают готовых аватаров: у Synthesia библиотека из 150+ актеров, у Hour One или Elai.io – похожие каталоги. Можно создать цифрового двойника Сергея: отсканировать лицо или сгенерировать по фото, чтобы персонажи были визуально похожи на реального человека (но, возможно, с разными стилями одежды/атрибутами для роли). Например, Психолог-Сергей – в очках и свитере, Пророк – в футуристическом костюме.
  • Анимация и управление мимикой. Если берется статичное изображение + нейролипсинк, то все автоматизировано. Если 3D-модель, то нужен движок, способный анимировать лицо и тело под речь. Есть специализированные нейросети, как NVIDIA Audio2Face, которые на вход берут аудио и возвращают последовательность движений лица модели. В реальном времени подобные решения позволяют аватару говорить синхронно со сгенерированной речью. Также нужны motion-capture для тела или библиотека готовых анимаций (жесты рук, позы). Для мультяшных аватаров (аниме) применяется технология Live2D или VRM-аватары с приводом от трекинга лица (как у VTubers).
  • Платформа диалога и сценариев. Если планируется интерактив (например, пользователи могут переписываться или говорить с аватаром), потребуется связка сервисов: ASR (Automatic Speech Recognition) для распознавания речи пользователя, NLU/NLG (то есть та же LLM) для понимания и генерации, и Dialog Manager – система управления контекстом диалога. В сложных системах используются фреймворки вроде Microsoft Bot Framework, Rasa или Langchain для памяти и ветвления сценариев. Есть и специализированные движки именно под цифровых персонажей: например, Inworld AI – платформа для создания NPC с характером (ее использовали для ИИ-персонажей в играх и VR), Charisma.ai – для интерактивных повествований с несколькими персонажами. Они позволяют задавать цели, эмоции, отношения между персонажами. В случае ИИ-Сергеев можно задействовать упрощенный вариант: каждый персонаж – отдельный бот, общение с ним идет через чат (на сайте или в Telegram). Если нужно видео в реальном времени, то задача сложнее: требуется, по сути, провести на лету всю цепочку (ASR -> понимание -> генерация -> TTS -> анимация) с минимальной задержкой. Такие технологии разрабатывает, например, NVIDIA в своем ACE (Avatar Cloud Engine): там показаны прототипы реального диалога с 3D-аватаром, реагирующим мгновенно.
  • Дополнительные технологии. К ним можно отнести: мультиязычность (переключение языка диалога – модели уже способны переводить и говорить на десятках языков), voice cloning на лету (когда один персонаж может говорить разными голосами, хотя в нашем кейсе не нужно), эмоциональный ИИ (распознавание эмоций пользователя по голосу/видео и соответствующая реакция аватара – например, сочувствующее выражение лица от ИИ-Психолога). Также вопрос инфраструктуры: мощные GPU для рендеринга в реальном времени, облако для хостинга моделей. Возможно использование готовых платформ цифровых людей – например, Microsoft Xiaoice (китайская платформа виртуальных друзей), Replika (ИИ-напарник) – но для бренда лучше кастомное решение.
Визуально процесс можно изобразить схематично: персонажи (роли) берут идею от ядра бренда, LLM генерирует текст ответа, затем через синтез речи и анимацию аватар предъявляет контент аудитории. Ниже
Схема: многомодульная система «ИИ-Сергей». Три роли (аватара) связаны с общим ядром бренда. Каждый использует общий «мозг» (LLM) с нужным стилем, после чего голосовой и визуальный модули превращают текст в речь и видео. Аудитория взаимодействует через соцсети или чат.
Каждый блок такого конвейера уже доступен как сервис. По сути, задача сводится к интеграции: собрать вместе генерацию текста, озвучку и вывод видео в удобный формат для пользователя. Например, заранее генерировать видеоролики с ИИ-Сергеем для YouTube – здесь можно использовать облачный сервис (залить текстовые сценарии – получить видеофайлы с говорящим аватаром). Для чата в реальном времени – реализовать веб-приложение с потоковой передачей аудио/видео (WebRTC). Таким образом, технологии позволяют реализовать даже сложную архитектуру «мульти-аватарного ИИ-ассистента» – раньше такое было фантастикой, а сейчас ряд компаний (NVIDIA, Tencent и др.) активно продвигают решения для цифровых людей.

Применение: запуск мультимодального образовательного курса с ИИ-персонами

Предположим, цель – запустить обучающую онлайн-программу через соцсети, где каждый аватар ИИ-Сергея ведет свой модуль курса. Как это может выглядеть на практике?
Мультимодальный контент через соцсети. Каждый из трех созданных персонажей получает свою площадку и формат в зависимости от типа контента и аудитории:
  • Techno-пророк Сергей – идеально подходит для YouTube или блог-платформ. Например, можно сделать серию видео «Прогнозы на будущее с Сергеем» – 10 выпусков по 15 минут, где виртуальный Сергей (футурист) рассказывает о будущем образования, экономики, ИИ и т.д. Видео генерируются ИИ (озвучены голосом Сергея, аватар говорит синхронно). Для охвата молодой аудитории – короткие выжимки из этих прогнозов в TikTok/Instagram Reels. Сторителлинг: можно оформить как будто Сергей-пророк вещает из 2035 года, делясь инсайтами – нарративный ход, создающий интригу.
  • Психолог Сергей – основной канал коммуникации может быть Instagram (посты и прямые эфиры) и чат-боты (Telegram). В Instagram этот аватар публикует карусели на темы эмоционального выгорания, мотивации, ответы на вопросы подписчиков в сторис («Спроси у СергейИИ»). Возможно проведение прямых эфиров: на экране – виртуальный Сергей, управляющийся в реальном времени оператором (или же заранее сгенерированный диалог на популярные вопросы). Через Telegram-бота пользователи могут получить мини-консультацию: бот-коуч на базе GPT, от имени Сергея-психолога, побеседует с ними, предложит упражнения. Сценарии вовлечения: еженедельный «терапевтический вторник» – пост с вопросами для саморефлексии, люди делятся в комментариях, а ИИ-Сергей даёт общий разбор. Это не заменяет живого психолога, но повышает доверие к бренду, показывая заботу о внутреннем состоянии аудитории.
  • Методолог Сергей – эффективен на платформах типа Tenchat, Habr (для деловой аудитории), а также в формате длинных статей или подкастов. Например, можно выпустить серию постов «Методология мыслителя: 5 шагов от Сергея» с чёткими инструкциями и схемами (сгенерированными нейросетью по заданному шаблону). Также устроить вебинар (в Zoom или YouTube стриме) на тему «Как мыслить структурно» – где виртуальный Сергей выступает спикером с презентацией. Каждый желающий проходит опрос в начале (для интерактива), а затем ИИ-аватар отвечает на вопросы в чате. Форматы взаимодействия: чек-листы, PDF-методички, которые раздает Методолог; тесты самопроверки через чат-бот («Методологический тест от Сергея»), и пр.
Единый курс-мозаика. Хотя контент разбросан по разным каналам, важно объединить его в целостную образовательную программу. Для этого можно создать лендинг курса: на нем представлены три модуля (Будущее, Саморазвитие, Методика), каждому соответствует свой ИИ-куратор (наш персонаж). Пользователь, проходя курс, последовательно взаимодействует то с одним, то с другим аватаром: смотрит видео от Пророка, выполняет задания от Методолога, обсуждает результаты с Психологом (через бота). Такой мультиформат повышает вовлеченность, т.к. чередуются стили подачи. Это перекликается с принципом трансмедийности, когда «каждый медиаканал вносит уникальный вклад в раскрытие истории» – здесь разные медиа (видео, текст, чат) и персонажи дополняют друг друга для общего обучения.
Сторителлинг и персонажи. Чтобы аудитории было интереснее, можно создать сквозной сюжет: например, представить, что все три – это разные ипостаси Сергея-путешественника во времени. Пророк вещает из будущего, Методолог – из «библиотеки знаний», Психолог – из личного дневника Сергея. Пользователи как бы собирают пазл истории, переходя от одного персонажа к другому. Этот прием схож с ARG (альтернативная реальность) или маркетинговыми кампаниями в духе комиксов, где аудитория вовлекается, следя за несколькими действующими лицами.
Маркетинг и рост сообщества. Запуск такого проекта наверняка привлечет внимание медиа и пользователей благодаря новизне. Сейчас виртуальные блогеры – все еще новинка, и это «дополнительный потенциал для внимания и освещения». Можно провести промо-кампанию: тизеры с участием всех трех аватаров (например, короткий ролик: три Сергея спорят между собой о том, что важнее – будущее, душа или метод). Мемы и вирусный контент тоже возможны: аудитория может делать шутки («Когда спорят твои три Сережи внутри тебя…»).
Для роста сообщества стоит задействовать геймификацию и UGC (контент от пользователей). Например, конкурс: придумайте четвертого ИИ-аватара для Сергея – лучший вариант будет реализован! Или челлендж: подписчики выполняют совет от каждого Сергея в течение недели и делятся отчётом в соцсетях, получая приз. Также каждый модуль-аватар может курировать свой кружок или клуб: Пророк – клуб футуристов (обсуждение научной фантастики), Психолог – группа поддержки (безопасное пространство онлайн), Методолог – книжный клуб или мастермайнд. Таким образом, вокруг каждой грани бренда формируется мини-сообщество, а вместе они составляют большую аудиторию личного бренда.
Мультиканальность и постоянство. Распределение по разным платформам – не разрозненность, а стратегия: встретить аудиторию там, где ей удобнее. Молодежь может взаимодействовать только в Instagram с Психологом, профессионалы – читать только статьи Методолога, но все знают, что это части единого проекта «ИИ-Сергей». Везде должна прослеживаться ссылка друг на друга (кросс-промо между аватарами). Также важно поддерживать регулярность контента: виртуальные помощники могут генерировать посты хоть ежедневно – один из плюсов в том, что «аватары доступны 24/7 и не устают, можно поддерживать частый постинг с высоким качеством». Автоматизация рутинного контента даст реальному Сергею время фокусироваться на стратегических вещах (или на создании новых идей для ИИ).
В итоге, запуск образовательной среды с несколькими ИИ-персонажами позволяет охватить сразу несколько форматов обучения и стилей взаимодействия. Аудитория получает более персонифицированный опыт – кого-то мотивируют вдохновляющие пророчества, кого-то – практичные советы. Такой подход способен повысить вовлеченность (каждый найдет «своего» любимого аватара) и узнаваемость бренда (за счет необычной подачи). Конечно, необходимо учитывать и риски данного подхода, о которых поговорим далее.

Риски, ограничения и этические аспекты

Эффект доверия и аутентичность. Одна из главных проблем – доверие аудитории. Виртуальный аватар, какой бы реалистичный ни был, изначально не обладает той спонтанной человечностью, как живой человек. Есть феномен uncanny valley («зловещей долины»): если графика чуть несовершенна, зрителю может быть не по себе. Эксперты отмечают, что сегодняшние цифровые люди порой выглядят неестественно и «не вызывают доверия». Кроме того, если люди не сразу понимают, что перед ними ИИ, а потом выясняют – может возникнуть чувство обмана. Пример: в 2023 году чат-боты от Meta выдавали себя в соцсетях за людей, что вызвало негодование пользователей. Решение: быть прозрачными, маркировать ИИ-контент («виртуальный ведущий», хештег #ИИ и пр.), а также тщательно доводить качество аватара (мимику, эмоции), чтобы не было ощущения «мертвых глаз».
Ограничения эмпатии и понимания. Для ролей вроде ИИ-психолога критично отсутствие у ИИ настоящей эмпатии. Даже с эмоциональным анализом, аватар не чувствует по-человечески. Это значит, что совет или поддержка могут быть шаблонными. Некоторые пользователи могут чрезмерно привязаться к виртуальному собеседнику, ожидая от него человеческого участия. Здесь нужна этическая граница: предупреждать, что это не настоящий психолог, а инструмент самопомощи. ИИ может ошибаться в советах или не уловить нюансов проблемы – поэтому ответственность за психологический эффект лежит на создателях. В худшем случае неуместный ответ бота может травмировать человека. Эту проблему пытаются решить ограничением тем (например, избегать острых психотерапевтических ситуаций, суицидальных тем без вмешательства человека).
Контроль качества и модерирование. Языковая модель может генерировать нежелательный контент: от фактических ошибок до этически некорректных высказываний или стиля, несоответствующего образу. Необходимо внедрять фильтры и человеческий надзор. В идеале – на этапе подготовки контента (особенно важного, как видеолекции) проводить редактирование текста, утверждение скриптов. В интерактиве в реальном времени сложнее, но можно установить правила и использовать проверенные модели, у которых меньше шансов сбиться. Бренд должен быть готов взять ответственность за слова виртуального представителя. Например, юридически стоит в пользовательском соглашении оговорить, что мнения ИИ-аватара – не прямые утверждения компании, а информационная услуга, чтобы снизить риски претензий.
Правовые вопросы использования данных и образов. Правовая база ИИ-контента пока формируется. Есть несколько аспектов:
  • Права на образ и голос. Если используется образ реального Сергея, нужно юридически оформить, что он сам дает согласие на использование своей внешности и голоса в виртуальных персонажах. Если бы, например, брали облик другого человека – потребовалась бы лицензия, иначе это нарушение права на изображение. Клон голоса тоже может привести к спорам, если, скажем, уволившийся сотрудник захочет отозвать право использования своего голоса для аватара.
  • Авторские права на данные обучения. ИИ-персоны обучаются на данных (текстах, видео), часто взятых из интернета. Уже были случаи, когда правообладатели судились из-за того, что их контент использован при обучении нейросети. Для бренда важно использовать либо собственные материалы автора, либо открытые данные, либо заключать договоры. Иначе возможны претензии, если аватар начнет цитировать чужие тексты.
  • Регулирование deepfake. В ряде стран вводятся законы, требующие указывать ИИ-генерацию и запрещающие применение дипфейков для мошенничества. Наши виртуальные Сергеи могут подпадать под определение deepfake, поэтому надо следить за актуальным законодательством. Особенно если аватары будут использоваться в рекламе или публичных мероприятиях – прозрачность и соблюдение закона обязательны.
Этическое позиционирование. Нужно учитывать реакцию общественности. По опросам, хоть значительная часть молодежи лояльна к виртуальным инфлюенсерам, 38% людей все же предпочитают видеть в рекламе реального человека (и лишь 11% готовы выбирать цифрового человечка). Некоторые могут считать такие технологии «неэтичными» – дескать, это способ манипуляции, замены людей роботами. Важно донести, что цель – не обмануть, а расширить возможности общения. В идеале, реальный Сергей тоже должен периодически появляться «вживую», чтобы аудитория помнила, кто стоит за всеми этими аватарами. Также стоит быть готовым объяснить, зачем это сделано: например, чтобы персонализировать обучение, сделать его непрерывным и доступным 24/7, но при этом под руководством реального эксперта (которым и является автор).
Экономические и социальные последствия. Если проект успешен, это может поставить вопросы: а нужен ли живой спикер, если виртуальный справляется? Не заменят ли такие ИИ-персоны живых преподавателей, консультантов? Здесь бренд-автор занимает ответственную позицию – скорее, показать, что синтез человека и ИИ дает новый качественный продукт, а не противопоставлять их. Авторские ИИ-персоны – это инструмент масштабирования личности автора, но не автономная сущность без автора. Отмечается, что при полностью искусственных персонажах брендам приходится особенно работать над поддержанием подлинности и «души», иначе аудитория рано или поздно почувствует фальшь. То есть живое участие автора (в идеях, сценариях, ценностях) – залог успеха; без этого аватары станут бездушными болванчиками и интерес угаснет.

Вывод: осторожный баланс. Технология авторских ИИ-аватаров – мощный инструмент, но обращаться с ним надо осторожно. Необходимо:
  • Четко обозначать рамки использования (где подходит, а где нет – например, в терапии только в ознакомительных целях, а не для лечения).
  • Тщательно тестировать концепцию на фокус-группах, собирать обратную связь, поэтапно внедрять (как отмечают исследователи, нет гарантии, что даже дорогой digital-персонаж однозначно «зайдет» аудитории).
  • Соблюдать этику: не вводить в заблуждение, не злоупотреблять автоматизацией ради экономии в ущерб качеству общения.
  • Учитывать инклюзивность: делать персонажей дружественными, неусиливающими стереотипы (например, избегать клишированных образов психолога-всезнайки или холодного техно-гуру, чтобы не отталкивать часть публики).
При ответственном подходе, формирование целой системы авторских ИИ-персон может стать инновационной моделью продюсирования личного бренда. Она позволит одному человеку (автору) быть одновременно в разных ролях и местах, усиливая влияние и охват идей. Главное – сохранить при этом человеческое лицо бренда и доверие аудитории, используя технологии как средство, а не самоцель.
2025-08-04 13:49 ИИ Будущее Знания